Тер-Петросян вернулся в активную политику под ширмой, имя которой Никол Пашинян. Ускоренными темпами идет реанимация политики АОД 90-х гг., это явление столь очевидно, что не могло не вызвать ответную реакцию. Ответом стала консолидация оппозиционных сил, которая напомнила аналогичный процесс 1996 г., когда первый премьер — лидер НДС Вазген Манукян возглавил объединенную оппозицию.
НА ПРОШЛОЙ НЕДЕЛЕ он подал в отставку с поста председателя Общественного совета и созвал объединяющее собрание общественно-политического клуба «Вернатун». Мероприятие не случайно было названо объединяющим: главной чертой Манукяна-политика является способность объединять вокруг себя национально мыслящих партийных и общественных деятелей.
Так было в 1996 г., так произошло 15 ноября на собрании клуба «Вернатун», которое объединило политиков разных поколений и идеологий, включая тех, кто поддержал кандидатуру лидера НДС на президентских выборах 1996 г.: на собрании присутствовал представитель Бюро АРФ «Дашнакцутюн» Грант Маргарян. Манукян сообщил о намерении восстановить НДС, провести весной съезд, а что кается клуба, то он назвал его надпартийной структурой.
Вопрос о ликвидации Общественного совета может быть решен только в контексте конституционных изменений, так как наличие этой структуры оговорено отдельной статьей Основного Закона. После отставки Манукяна совет временно возглавил Юрий Джавадян, а в кулуарах власти заговорили о том, что вакантное кресло председателя может занять Степа Сафарян. Тот самый Степа, который не так давно выгнал с пресс-конференции представителей оппозиционных Николу СМИ. Общественный совет под его председательством будет в точности выполнять директивы Никола по разделению общества на «своих» и «чужих», «черных» и «белых», друзей и врагов революции.
Манукяну 73 года, и это вовсе не повод для скептических оценок его попытки вернуться в амплуа действующего политика. Единый кандидат от оппозиции на президентских выборах 1996 г. может доставить много хлопот Пашиняну. Манукян не скрывает, что, будучи председателем Общественного совета, периодически встречался с третьим президентом Сержем Саргсяном, что между арестами, во время короткого пребывания второго президента Роберта Кочаряна на свободе, встречался и с ним. Манукян инициировал объединение национально мыслящих сил на оппозиционном фланге, и это очень важный фактор.
Упреждающий трюк
Сознавая это, власть попыталась нанести упреждающий удар, объявив устами Армана Бабаджаняна о роли, которую Манукян якобы сыграл в теракте 27 октября 1999 г. Манукяну пришлось выступить с объяснениями о том, что он виделся с главарем террористов только однажды, когда Наири Унанян просил принять его в ряды НДС. Партия ответила на эту просьбу отказом, после чего Манукян с Унаняном не встречался.
ПОПЫТКА СВЯЗАТЬ МАНУКЯНА с терактом 20-летней давности свидетельствует о желании Никола замарать грязью опытного политика и отбить у него охоту вернуться к активной деятельности.
Затея с треском провалилась. Заявление Манукяна на последнем заседании Общественного совета об атмосфере страха и о том, что страна сегодня гораздо ближе к 37 г., нежели к независимости, всколыхнуло мыслящую общественность. Состоявшееся в пятницу мероприятие подтвердило прогнозы о трансформации клуба «Вернатун» в общественно-политическую трибуну, которая может стать одним из полюсов силы и объединить людей, которые озабочены будущим Армении и Арцаха. Такая трибуна сегодня необходима.
Имена всех участников объединяющего собрания известны читателям «Голоса» по многочисленным публикациям: член Бюро АРФ «Дашнакцутюн» Армен Рустамян, руководитель офиса второго президента Виктор Согомонян, бывший начальник ГУНБ Давид Шахназарян, политолог Андраник Теванян, экс-депутат Рубен Акопян, экс-вице-спикер Арпине Ованнисян, лидер ХДС, экс-премьер Хосров Арутюнян и др.
Есть альтернативная повестка
Спектр затронутых на собрании вопросов целиком отражен в публикациях «Голоса» и свидетельствует о том, что в Армении есть достаточно широкий круг деятелей, чья собирательная воля — залог оздоровления общественной обстановки.
ОТНЫНЕ ГЛАВНОМУ ОРУЖИЮ ВЛАСТИ — пропаганде ненависти — противостоит обоснованная и взвешенная позиция опытных политиков и общественных деятелей. В минувшую пятницу многие в нашей стране наконец поверили, что потокам грязи, лжи и популизма есть альтернатива, что политике массового оболванивания и зомбирования под барабанную дробь противостоит собирательная воля тех, кто говорит с народом не на языке пустопорожних лозунгов, а на языке аргументов и политкорректности.
- ведь Николу очень хотелось, чтобы те, кто критикует его политику, опустились до его уровня, то есть до ненависти и уличной брани, но этого не произошло. Манукян в беседе с журналистами призвал не делить политиков на «белых» и «черных», у каждого были свои победы и ошибки.
Манукян одержал де-факто победу над режимом Тер-Петросяна, возглавив объединенную оппозицию на президентских выборах 1996 г., сегодня он оппонирует той же политике, против которой выступал в девяностые, просто сегодня у этой политики лицо Пашиняна. Вместо Тер-Иусика Лазаряна, Сепуха Тащяна, Егиа Наджаряна, Ерджаника Абгаряна, Вано Сирадегяна, Ромена Казаряна ее реализуют другие люди с тем же аодовским мышлением и с той же примесью русофобии.
ОНИ ОБЪЯВИЛИ ВОЙНУ «ИЗМАМ», которая стала повторением гонений на национальную идеологию, которую Тер-Петросян в 90-гг. объявил ложной категорией, потом предприняли атаку на национальные ценности и начали крестовый поход против АРФ «Дашнакцутюн». На фоне политических репрессий и наступления на национальные ценности объединение оппозиционных сил стало велением времени. Эти силы не могли не объединиться.
Собрание клуба «Вернатун» показало, что у нового объединения уже сложилась единая повестка. Она является серьезной альтернативой тому, что делает власть. Повестка власти сведена к прихотям одного лица. Никол сосредоточил в своих руках абсолютные полномочия, как это сделал Тер-Петросян после тотальной фальсификации результатов выборов 1995-1996 гг.
Первым пунктом национальной повестки является вопрос безопасности и будущего Арцаха в формате переговорного процесса, во втором пункте обозначены необходимость оздоровления общественной ситуации, преодоление раздробленности и разобщенности общества. Третий пункт посвящен противодействию попыткам правительства подчинить себе судебную власть.
Из лагеря власти те же помои
Николовский агитпроп ответил на объединение национально мыслящей элиты мощным потоком грязи, приписав Манукяну роль авангарда «черных», дескать, его возвращение в действующую политику оплачено Сержем Саргсяном и Робертом Кочаряном, фигурировало также имя Микаэла Минасяна.
ГРЯЗИ БУДЕТ МНОГО, Пашинян и его окружение не на шутку обеспокоены тем, что на оппозиционном фланге выпукло обозначились тенденции к консолидации национально мыслящих сил, которые способны предложить обществу иную повестку, нежели репрессии, возня с трансгендерами, уличная пропаганда сатанизма и деление общества на «своих» и «чужих».
Альтернативная повестка ежедневно присутствует на полосах «Голоса», мы говорим о ней постоянно, невзирая на все попытки заглушить и запугать нас. Мыслящая часть общества окончательно утратила доверие к Николу, необходимо, чтобы здравый смысл пробудился и в тех, кто еще пребывает в зомбированном состоянии. Здоровые силы общества объединяются, в лагере власти, напротив, назревает серьезный раскол, но это тема уже другого разговора…